Как заниматься тренировкой голоса?
Или коротко о том, что красивый голос - это не подарок судьбы, а работа над собой. Во-первых, и прежде всего, войс (англ. voice) - голос. Сейчас скоростное время, очень быстро нужно реагировать, принимать решения, осваивать терабайты новой информации. Человека, которому важно быстро привести в форму голосовые навыки, скорее отпугнут слишком вместительные понятия: преподаватель, учитель пения или речи, ораторское искусство - ведь это целое искусство и на это целой жизни мало.
Обычно, когда на старте начинают объяснять теорию работы голоса, в какие резонаторы и как направить звук, как смыкать связки, как открывать рот и т. п. , это напоминает притчу про сороконожку, которой объясняют, как ей ходить. В итоге, человеку хватает три занятия, чтобы отбить мотивацию и заставить думать, что он или бездарен, или ничего не способен понять. По крайней мере, точно так было у меня в самом начале.
Нет, конечно, по мере овладения спецификой, пониманием, своими мышцами можно и дальше развиваться, и продолжить обучение с педагогом, преподавателем - если, например, петь профессионально. Да, чтобы стать Владимиром Соловьёвым или Тони Роббинсом и правда, нужно целую жизнь положить. Ну или, по крайней мере, заниматься по много часов в сутки.
Но чтобы не отдалять овладение своим голосом для тех, у кого нет таких глобальных задач, придумано такое чёткое, краткое и очень ёмкое понятие как войс-тренер.
Почти все знают базовый английский, слово войс уж точно, кроме того, звучит ведь, и правда, на слух гармонично и приятно. Тренер - придаёт скорее спортивный оттенок этому понятию. И это правильно, так как на 80% в самом начале необходимо установить именно контакт с основными мышечными составляющими голоса.
Голос - это совсем не только голосовые связки, гортань. Это весь организм, всё тело, и прежде всего дыхание и работа диафрагмы - а это важная именно мышца. В западных вокальных школах у тех, кто занимается голосом, есть два руководителя - педагог и технический педагог (тренер). Первый занимается репертуаром, стилем, образом, тренер же контролирует физические расстановки и объясняет понятным простым языком механизм пения и голоса.
После исполнения особенно сложной вокально песни (Whitney Houston, Григорий Лепс) чувствуешь себя как после 30-минутной пробежки в тренажёрном зале. Это реальная физическая работа всего тела. Более того, если правильно начать тренировки голоса и направить на старте основное внимание на диафрагму, пресс и всё тело, то таких обычных явлений для людей, чья деятельность часто связана с долгим говорением, как охриплость или временная потеря голоса, можно свести до минимума или избежать совсем.
И ещё один важный момент: глядя, например, на известных, уважаемых и признанных авторитетов, слушая их, понимаешь, что они чувствуют именно физический кайф от голоса, от говорения, пения, такой же, как, например, от плавания в прохладной воде или игры в теннис. Наслаждение и радость.
Конечно, у войс-тренера задача более объёмная, чем только научить владению голосовыми мышцами. Но всё-таки, главный упор - техники и методики, упражнения. Чёткие, конкретные, нескучные, понятные и выполнимые.
Мне бы хотелось, чтобы понятие войс-тренер стало таким же распространенным, как коуч или стилист. Ведь голос - очень выразительное средство коммуникации, которым можно и возможно пользоваться, причём с удовольствием.