Устройства государств в зависимости от веры
Государства могут быть светские, атеистические и теократические. Их устройство определяется наличием или отсутствием веры у граждан.
Если мы признаем, верим в то, что Закон может исходить лишь от Бога, что возможно только в рамках индивидуального признания, то такая вера должна служить основой и для признания государства Божественным установлением. Вера является делом индивидуальным до момента отождествления с верой других людей, после чего все они обретают в этой вере коллективную душу и коллективную совесть.
При благоприятных условиях коллективная совесть результируется в государстве, приобретая новое качество. Божественный Закон, данный индивидуально каждому, становится государственным. Частички личной совести воплощаются в общем государственном законе, действующем для каждого в отдельности, а также в том общем, что можно вынести за скобки единичного.
Там, где государство основано на вере всех людей, приверженцев этой веры, перед нами будет теократическое государство. Если в основу государства положено несколько верований, равно признаваемых властью, мы увидим светское государство. А там, где основу государства составляет убеждение в отсутствии Бога, где государство старается прямо или косвенно разрушить веру, где государство стоит над верами и над Богом — будет атеистическое государство.
Стран, имеющих государственную религию (христианство, ислам, буддизм или другую), около 30. Атеистических государств было тоже около 30, а остальные — светские. Выбор не богат, однако это – реальная основа жизни людей, ведь люди в этой жизни могут выбирать только веру. С ней связано то, что называют человеческой совестью, а совесть и правосознание в конечном счете всегда воплощается в правопорядок. Из этого, однако, проистекают важные практические следствия для подданных того или иного государства.
Факт рождения человека в конкретном государстве есть прихоть судьбы. Но обретение совести, которая запечатлена в нас Господом, понятие человеком её наличия - это чудо, свидетельствующее о несомненном присутствии Бога в мире и в каждом человеке. И кто бы ни узнал о наличии совести, этого нравственного фильтра в душе, обязан будет связать её с верой.
Если людям, объединенным общей верой, не повезло с утверждением своей государственности, великой беды нет. В такой религиозной общине будут действовать обычаи и праздники предков, веривших в то же, их святыни, их язык и обряды. Вера невозможна без известной автономии, и дело людей, а не государства определять ее индивидуальные или коллективные пределы. Государство может лишь признавать или не признавать веру своих граждан, изменить её оно не в состоянии. Поистине, счастливы народы, вера которых совпадает с государственными законами!
Короче говоря, какова вера людей, таково и государство людей. И верующему человеку вдруг представляется возможность избрать государство, соответствующее его вере. Есть ли такие на земле? Видимо, да, но это будет такое государство, которое основано на вере или, по крайней мере, на веротерпимости. Католики, мусульмане, протестанты, буддисты, ламанисты, иудаисты (или все вместе) могут выбрать для себя «чисто» теократическое государство или веротерпимое светское государство.
А вот православные христиане могут выбирать только Грецию. В остальном мире они могут жить лишь в общинах. В России, например, пока не утверждается порядок православного государства, существовавший до 1917 года. Не смотря на то, что православному правосознанию более всего отвечает православное Российское государство, дававшее православным христианам незначительные преимущества в правах по сравнению с подданными других вероисповеданий.